Авто термостат — принцип работы и неисправности

Авто термостат — принцип работы и неисправности

Авто термостат - принцип работы и неисправности

В качестве среды охлаждения в большинстве двигателей используется жидкость — антифриз или тосол. Применение жидкости в системе двигателя обуславливает использование особого устройства — термостата. Любому автомобилисту, да и просто любознательному человеку, полезно знать особенности его устройства.

Устройство и принцип работы

Функциональное назначение термостата — регулировка режима работы двигателя исходя из температурных показателей охлаждающей жидкости. Без него невозможно поддерживать безопасный тепловой баланс работающего двигателя.

В состоянии «покоя» охлаждающая жидкость в двигателе не поступает в его систему, в частности, в радиатор. Именно термостат блокирует поступление антифриза или тосола в охлаждающую систему двигателя. После запуска двигателя и нагрева его системы (примерно 95 градусов) термостат предоставляет доступ жидкости к деталям. Тем самым реализуется основное назначение термостата — обеспечение устойчивой работы двигателя в режиме высоких температур.

Автомобильные термостаты изготавливаются из латуни и меди. Основной его частью является небольшой цилиндр. В полость цилиндра помещён шарик искусственного воска. Температура плавления воска — 82 градуса по Цельсию. Выбор воска обусловлен его свойством, под воздействием определённой температуры, расширятся в объёме. Расширение происходит на фазе перехода его из твёрдого состояния в жидкое.

В свою очередь, цилиндр связан со штырьком клапана, сдерживающего поток жидкости-охладителя в систему. При плавлении воска цилиндр вытесняет штырёк клапана, тем самым, открывая его. Открытый термостат позволяет горячей охлаждающей жидкости попасть в радиатор. При отключении двигателя воск в термостате постепенно приходит в изначально твердое состояние и, соответственно, ограничивает доступ охлаждающей жидкости в систему.

Последствия неисправности термостата

Исправная система охлаждения двигателя осуществляет его прогрев до рабочего состояния при температуре окружающего воздуха ноль градусов за 5-10 минут.

Неисправность термостата и, как следствие, неработоспособность системы охлаждения, может привести к перегреву двигателя. Перегрев же двигателя повлечёт выход его из строя. Потребуется длительный и дорогостоящий ремонт. При отказе термостата даже отрицательная температура окружающего воздуха может не спасти двигатель от поломки, он «закипит».

При «зависании» термостата двигатель не прогреется до рабочей температуры. Эксплуатация автомобиля при неисправном термостате, особенно зимой, станет проблематичной.

Способы определения работоспособности термостата

Алгоритм поведения с целью определения работоспособности термостата двигателя достаточно прост. Выключить двигатель, прогрев его до той температуры, при которой стрелка индикатора на приборной панели не доходит до красной черты. Открыть капот автомобиля. Найти верхний и нижний шланги системы радиатора. Дотронувшись до поверхности шлангов, определить на ощупь их температуру. При нормальном нагреве двигателе (по показаниям датчика на приборной панели автомобиля) поверхность шлангов радиатора должны быть горячей. Если один из них холодный — термостат неисправен.

Народные умельцы применяют более сложный, но верный, способ проверки термостата при признаках «закипания», т. к. он требует снятия его с двигателя. Термостат помещают в сосуд с горячей, почти кипящей, водой. При визуальном осмотре определяют — открывается ли клапан или нет. Закрытый клапан вынудит прибегнуть к замене неисправного термостата.

Модели термостатов различаются друг от друга диапазоном температуры открывания. Поэтому тому или иному типу двигателя может подойти только термостат с определенными характеристиками. Это необходимо учесть при замене неисправного термостата.

Авто термостат — принцип работы и неисправности

Какова цена?
Секундочку…