Какой полный привод выбрать?

Какой полный привод выбрать?

Какой полный привод выбрать?

Полноприводная схема эффективна на бездорожье (многие почитатели преодоления природных препятствий считают ее лучшей из-за отсутствия капризной электроники), но на обычных дорогах доставляет сплошные мучения из-за существенного снижения управляемости и комфорта. Поэтому для адаптации к асфальту в полноприводную схему добавили еще один элемент — межосевой дифференциал.

Ездить по дорогам стало легче, но при этом ухудшились внедорожные способности – если буксовала или зависала одна ось, вторая оставалась беспомощной. Логичным выходом стало добавление блокировки дифференциала. Но и это еще не все. Ведь внедорожные и особенно дорожные условия меняются в широких пределах, а поэтому и распределение усилия не только на осях, но и на отдельных колесах должно соответственно изменяться. А на хорошей дороге полный привод зачастую вообще бесполезен. Зачем, в таком случае, впустую тратить мощность мотора и жечь топлива? Поэтому на автомобилях, рассчитанных в основном на асфальт, полный привод можно сделать не постоянным, а подключаемым.

Как видим, конструирование полного привода предоставило инженерам огромное поле для воплощения своих технических фантазий. Чуть ли не каждый автопроизводитель посчитал делом чести разработать собственную неповторимую схему. И как же простому автовладельцу разобраться во всех этих хитросплетениях блокировок, муфт и дифференциалов? Как отличить правду от маркетинговых уловок? Любая схема строится из одних и тех же элементов, как из кубиков. А поэтому, зная свойства каждого из «кубиков», несложно оценить возможности всей схемы.

Один из самых простых и недорогих способов автоматической блокировки – вискомуфта. В корпусе, заполненном силиконовой жидкостью, размещены два пакета дисков. Один соединен с входным валом, другой – с выходным. Пробуксовка ведущей оси вызывает ускоренное вращение одного из пакета дисков. В результате жидкость густеет и как бы «склеивает» оба пакета, тем самым передавая часть крутящего момента на вторую ось. Чем больше разница в угловой скорости вращения пакетов, тем больший момент передается на другую ось. При снижении пробуксовки вязкость жидкости уменьшается, снижается и передаваемый через нее момент. Вискомуфта может использоваться как отдельно, в качестве межосевого дифференциала, так и в паре с механическим дифференциалом для его блокировки. Это техническое решение – чисто «асфальтовое». На бездорожье вискомуфта быстро перегревается, теряя свои свойства до остывания. Кроме того, при резком торможении создаются помехи для АВS.

Следующий вариант – межосевой механический самоблокирующийся дифференциал. Чаще всего используется «Торсен». В нем степень блокировки задается углом нарезки зубьев червячных колес. При хорошем сцеплении с дорогой «Торсен» работает как свободный дифференциал. При возникновении пробуксовки одной из осей его сателлиты блокируются, передавая часть крутящего момента на другую ось. В результате проскальзывающая ось подтормаживается. К плюсам такого технического решения, по сравнению с вискомуфтой, относят быстродействие и отсутствие создания помех работе АВS. Есть и минусы: сложность, ее спутник – дороговизна и нерегулируемая (заданная формой зубьев) степень блокировки.

Более совершенным устройством распределения крутящего момента являются электронноуправляемые многодисковые муфты. Самая известная конструкция – «Халдекс». Корпус и два пакета фрикционов – как в вискомуфте. Но на этом сходство и заканчивается. Отдельный электронасос поддерживает давление, позволяя обеспечить высокое быстродействие. При возникновении разницы в скорости вращения валов срабатывает гидронасос, двигая поршень, который и смыкает диски. Управляет работой муфты электронный блок, который взаимодействует с другими системами автомобиля. Изменяя его программу, можно задавать желаемый момент срабатывания и степень блокировки. В отличие от вискомуфты и «Торсена», срабатывающих только при поступлении крутящего момента, «Халдекс» и ей подобные могут работать в любом режиме движения. Недостаток – высокая цена.

При выборе системы полного привода помните, что наличие вручную подключаемой оси, механических блокировок, раздаточной коробки и понижающих передач — свидетельства внедорожного характера автомобиля. Чем больше электроники – тем дальше от грязи (шутка). Вискомуфта, имитация блокировок с помощью подтормаживания буксующего колеса – перед вами «асфальтовый вариант». Любителям активной езды больше подойдет вариант с постоянным полным приводом. Если ездите спокойно, но хотите подстраховаться на скользкой дороге – вам нужен автоматически подключаемый полный привод.

Какой полный привод выбрать?

Какова цена?
Секундочку…