Начинающим водителям: как проходить повороты

Начинающим водителям: как проходить повороты

Начинающим водителям: как проходить повороты

Вопрос о качестве прохождения поворотов ставит в тупик даже опытных водителей, что уж говорить про новичков. Действительно, что там такого может быть заумного – знай себе крути баранку, чего гадать? Зато раллийные и кольцевые гонщики могут много рассказать о прохождении поворотов. Это целое искусство – проходить изогнутый участок дороги. Дорога не прощает ошибок, а, значит, пришла пора изучить кое-что новое.

Способы прохождения поворотов

Выделяют три способа, как пройти поворот: вкатывание, силовое скольжение и управляемый занос. Они различаются скоростью прохождения поворота, безопасностью и требовательностью к умению водителя управлять машиной.

Вкатывание

Самый простой и «чистый» способ пройти поворот. Все водители делают это ежедневно – вкатываются в повороты. То есть это просто прохождение поворота без всякой «зауми», но прохождение по правильной дуге. Без заносов и сносов, просто чистый проезд по дуге. Отличается минимальной скоростью прохождения, зато высокая надёжность сцепления с дорогой. Для повседневной езды самое то – не надо стремиться проходить каждый поворот в заносе, ведь водитель находится в городе, а не на гоночном треке. Какой смысл насиловать машину? Другое дело, если водитель спешит по делам и нужны более скоростные методы прохождения поворотов.

Управляемый занос

Как ни странно, но этот способ занимает второе место по уровню безопасности. Конечно, при условии, что занос, действительно, управляемый. Суть сводится к необходимости «сорвать» автомобиль с прямой траектории перед началом поворота. Выполнить это можно с помощью поворота руля в сторону заноса с одновременным затягиванием ручного тормоза. Либо с помощью раскачки. Выполняется следующим способом: подъезжая к повороту, водитель сбрасывает газ и поворачивает руль под небольшим углом в противоположную от поворота сторону. В этот же момент быстро крутит баранку в обратную сторону и добавляет газ – таким образом корма автомобиля раскачивается и срывается в занос. В управляемом заносе повороты проходятся быстрее, чем вкатыванием, но медленнее, чем силовым скольжением. Такой стиль прохождения поворота оправдан на скользких покрытиях, в аварийной ситуации. Даже если водитель придерживается безопасной манеры езды, всё равно необходимо зимой (самое щадящее для подвески и шин время года) отрабатывать навыки управляемого заноса.

Силовое скольжение

В этом состоянии автомобиль идёт по тонкой грани – если поехать быстрее, то получится снос и машина поедет прямо. А если поехать медленнее, то получится вкатывание и драгоценные доли секунды спортсмен может упустить. Городской водитель, предпочитающий динамичную манеру езды, зимой часто проходит повороты силовым скольжением, но не догадывается об этом. Машина проходит поворот как будто вкатываясь в него, но в то же время она как бы «хочет» уйти в занос. Во время поворота машину как бы «разрывают» между собой две силы. Центробежная сила пытается выбросить машину с поворота или отправить её в занос. А сила ускорения всё время стремится выправить автомобиль. Водитель должен ловить баланс между этих двух сил. Это самый быстрый и самый небезопасный способ пройти поворот. Небезопасен тем, что водителю придётся научиться ловить ту тонкую грань, когда машина вошла в режим силового скольжения, и оставаться в этом состоянии всё время, пока машина проходит поворот по дуге.

Отрабатывать этот метод лучше всего зимой – машина скользит охотней и нагрузки на подвеску, ШРУСы и шины не такие большие, как летом. Да и скорость низкая и всё происходит плавно, словно в замедленной съёмке – можно спокойно учиться ловить момент, когда машина начала скольжение. Проходя поворот водителю нужно следить за положением руля и нажатием на педаль газа. Вывернув руль на больший, чем требуется, водитель рискует попасть в снос передней оси и тогда машина поедет наружу поворота. Если же сильно ослабить газ, то машину занесёт.

Какой стиль прохождения поворотов стоит выбрать? Здравый смысл подсказывает, что водитель должен на своей машине уметь проходить поворот хотя бы 2 способами, а лучше 3. Тренировки ещё никому не мешали, зато водитель почувствует себя уверенней и безопасности на дорогах станет чуть больше.

Начинающим водителям: как проходить повороты