Немного о особенностях потребительского спроса на мотоциклы

Немного о особенностях потребительского спроса на мотоциклы

Немного о особенностях потребительского спроса на мотоциклы

Если во времена бывшего СССР мотоциклы покупали те люди, которые не могли позволить себе автомобиль, то в наше время ситуация коренным образом изменилась. Мотоцикл покупают те, у которых есть машина и даже уже есть мототранспорт. То есть мотоцикл может приобретаться не в качестве транспортного средства, а скорее как источник удовольствия.

Типичный покупатель мотоцикла, согласно статистике, — мужчина возрастом от 22 до 45 лет, однако современные тенденции потребительского спроса на мотоциклы говорят иное. Мотоциклы все чаще интересуют и женщин, и подростков.

Часто люди приходят в мотосалон, не зная, какой именно мотоцикл они хотят, что во многом объясняется разнообразием модельного ряда мототранспорта. Тем не менее рост потребительского спроса на мотоциклы непрерывно повышается, и тому есть несколько причин.

Во-первых, это возрождение восприятия потребителями мотоцикла как транспортного средства и понимание его преимуществ. Мотоцикл формирует для владельца определенный имидж; это транспортное средство является динамичным, экономичным и в своем роде престижным.

Согласно мнению экспертов, за предыдущие годы сформировался так называемый отложенный спрос, который сейчас начинает активно реализовываться. Также действует встречный фактор: предложение порождает спрос, то есть широкий ассортимент предлагаемой мототехники дает возможность потребителям выбирать то транспортное средство, которое удовлетворяет их потребности в большей степени.

Во-вторых, потребителей стимулирует активизация продаж в кредит. Немногие из тех, кто хочет приобрести качественный мотоцикл, могут оплатить покупку сразу. Кредитование дает возможность потребителю сразу взять товар и пользоваться им (после оплаты первоначального взноса), а не ждать пока соберется нужная сумма (чего может и не произойти).

Сегодня многие компании реализуют мототехнику в кредит на следующих условиях: первоначальный взнос (около 30 % стоимости техники), остаток суммы выплачивается в течение минимум года, процент за кредитование составляет примерно 10 %.

В-третьих, на объемы сбыта мотоциклов большое влияние оказывает сезонный фактор. Сезон начинается весной, пик сезона приходится на начало лета, в начале осени наблюдается последняя «волна».

Большое значение для потребителей имеет гарантийное и послегарантийное обслуживание, его качество, компетентность тех, кто непосредственно занимается ремонтом и тому подобное.

Чаще всего люди покупают бюджетные мотоциклы. Вместе с тем, потребности потенциальных потребителей мототехники, которые не в состоянии купить дорогой импортный мотоцикл, но хотят заполучить именно его, остаются неудовлетворенными. Конечно, было бы неплохо, если бы производители старались расширять линейки своей мототехники и выдвигали на рынок относительно доступные мотоверсии. Такую технику покупают, как правило, молодые мужчины со средним уровнем доходов, а это довольно обширная аудитория.

Для людей приемлемым по цене товаром является скутер. Но это мопед, который, конечно, не сравнить с мотоциклом.

Бюджетные модели для людей предпочтительны еще и потому, что у импортных «навороченных» мото есть один недостаток: их большая мощность, из-за которой в глазах большинства потребителей они слишком динамичны. Не каждый рискнет сесть за руль мотоцикла, который разгоняется до «сотни» за 3 секунды. Это требует от водителя специальных навыков. То есть можно сделать вывод, что мотоциклы средней мощности по средней цене и современного дизайна пользовались бы в стране самым большим спросом.

Однако средний ценовой сегмент является обделенным вниманием производителей. Потребителям нужны мотоциклы класса спортбайк, усредненные по техническим характеристикам и цене, а таковых, к сожалению, немного.

Конечно, есть люди, которые не проявляют интереса к мототехнике и не купили бы ее, но большинство все же хотели бы отечественный мотоцикл класса спортбайк. Это было доказано результатами соцопроса, который не так давно проводился одной из маркетинговых компаний. В итоге выяснилось, что современная молодежь и люди среднего возраста проявляют немалый интерес к мототехнике.

Многие уверены в том, что если бы цена была приемлемой для него, то мотоцикл он бы приобрел. Наиболее важными техническими характеристиками мотоцикла для потребителей является объем и мощность двигателя, дизайн и экономичность. То есть «средний» спортбайк должен быть достаточно мощным, красивым и иметь небольшой расход топлива.

Интересно, что опрос продемонстрировал, какой информации о мототехнике потребители доверяют больше всего. Оказалось, что половина опрошенных доверяют консультантам специализированных магазинов, четверть респондентов — друзьям, а практически никто не доверяет сведениям, размещенным в газетах и специализированных каталогах с авто/мотопродажей.

К сожалению, мототехника в наше время является достаточно дорогим удовольствием, и наиболее доступным для рядового гражданина является скутер. Та мототехника, которая может занять среднеценовую нишу (со средним объемом двигателя), на отечественном рынке присутствует в недостаточном количестве.

Но рынок мотоциклов уже прошел этап становления и вошел в стадию стабильного роста. Это можно объяснить возрождением мотокультуры в стране, а также тем, что благодаря небольшим габаритам и экономичности мототехника в условиях роста цен на топливо и увеличения интенсивности дорожного движения в городах становится все более привлекательным и удобным для потребителя транспортным средством.

Но, несмотря на низкую платежеспособность населения, спрос на мотоциклы присутствует. А потому выделенная ниша рынка является достаточно перспективным направлением деятельности и эффективным путем развития для средних предприятий.

Предприятию, которое захочет занять средний сегмент моторынка, необходимо тщательно продумать систему предпродажного и послепродажного сервиса, гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также наладить сотрудничество со специализированными магазинами и салонами.

Немного о особенностях потребительского спроса на мотоциклы

Какова цена?
Секундочку…