Несколько слов о истории советского мотопрома

Несколько слов о истории советского мотопрома

Несколько слов о истории советского мотопрома

Сегодня по дорогам нашей необъятной Родины рассекает разнообразная иностранная мототехника любых категорий: тут и «безымянные» китайские модели, и сверхдорогие американские и японские монстры. Лишь изредка среди этого пестрого разнообразия возникает раритетное произведение советского мотопрома – настоящий мотоцикл, вроде ИЖа или «Днепра», чаще всего – тюнингованное, но редко и, так сказать, «в чем мать родила». Столкнувшись с ним, даже закалённый не одной тысячей километров дороги байкер смахивает робкую слезу, и, погружаясь в легкую ностальгию, неспешно укатывает за горизонт.

В советское время в производстве появлялись модели мотоциклов, ничуть не уступающих популярным «Харлеям». Именно поэтому такие раритеты заслуживают особого внимания.

Красный октябрь

Модель Л-300 выпускалась на ленинградском заводе с 1931 года. Именно этот мотоцикл стал первым в серии, доступной для простых советских граждан. Определенные недостатки в нем имелись, но это не мешало гонщикам участвовать в различных пробегах и кроссах, и даже побеждать в соревнованиях. Кстати, Л-300 очень часто обгонял своих импортных конкурентов. Стоит отметить следующие характеристики данной модели:

  • двухтактный двигатель на одноцилиндровой основе с объемом в 300 см3;
  • мощность – 6 л.с.;
  • моторная передача на базе роликовых цепей;
  • скорость – до 75 км/ч;
  • ручное переключение передач;
  • потребление 4-4,5 литров бензина на 100 км.

Л-300 выпускались в Ленинграде до 1938 года. Затем производство мотоциклов перешло в город Ижевск. Модель усовершенствовалась и стала именоваться ИЖ-7.

ИЖи

Бюро конструкторов в Ижевске выпускало первые опытные образцы мотоциклов еще до начала серийного производства Л-300. Всего было разработано 5 основных вариантов ИЖей. Массовое изготовление взяла старт в 1946 году. Вплоть до банкротства, наступившего в 2008 году, фабрика успела произвести 11 млн. единиц мототехники.

Одной из раритетных моделей, которую можно до сих пор встретить на наших дорогах, стал ИЖ-49, выпускаемый с 1951 года. Это настоящий мотоцикл дорожного типа, бывший достаточно неприхотливым в эксплуатации и долговечным, что и принесло ему народную любовь. Позднее на базе этой модели были сделаны спортивные варианты мотоцикла для участия в гонках. Отличительными характеристиками ИЖ-49 являются:

  • двигатель с одним цилиндром;
  • ручная коробка передач с 4 скоростями;
  • возможность присоединения бокового прицепа.

Еще одной моделью с возможностью крепления прицепов, был ИЖ-Юпитер. С 1958 года этот мотоцикл участвовал в выставках, а спустя три года стал массово выпускаться. Это был очень модный аппарат, главным нововведением которого стали два раздельных цилиндра.

Самым молодежным мотоциклом был ИЖ Планета Спорт. С 1971 года эта модель создавалась на заводах по всей стране, а поскольку масло в ней наливалось отдельно от бензина, экспорт такой мототехники был очень широк

Днепр

На мотоциклетном заводе в Киеве за долгую историю его существования выпустили множество моделей мотоциклов, разработанных для любителей самой разной езды. Но самым совершенным являлся Днепр-11, представлявший собой дорожный вариант тяжелого мотоцикла с коляской. Производство модели началось в 1985 году, и она сразу набрала огромную популярность, поскольку легко выбиралась из любой грязи.

Базовые технические характеристики Днепра таковы:

  • оппозитный 4-тактный двигатель с двумя цилиндрами;
  • 32 л.с. мощности;
  • разгон до 140 км/ч;
  • задняя передача;
  • расход топлива – 8 л./100 км;
  • дополнительные тормоза на боковом прицепе;
  • ручной стояночный тормоз.

Урал

Мотоцикл Урал производили на Ирбитском заводе. Он также представлял собой тяжелую дорожную модель, поскольку во многом был рассчитан на езду в условиях сельской местности. Именно Уралы стали железной конницей советских милицейских в 60-х годах прошлого века. Примечательно, что выпуск данного байка ведется до сих пор. Последние модельные вариации были представлены в 2013 году. Они обладают следующими особенностями:

  • мощность: 41 л.с.;
  • 2-цилиндровый двигатель (750 см3);
  • 4-ступенчатая коробка передач с задним ходом;
  • наличие у заднего колеса карданного привода.

Интересно, что сегодня 97% мотоциклов Ирбитского завода экспортируются в Европу и США, и только оставшиеся 3% уходят на реализацию в Россию и СНГ.

М-72

Выпускаемый с 1941 года тяжелейший мотоцикл активно использовался Красной Армией во время боевых действия на полях Второй Мировой Войны. Его могли оснащать гранатометами и пулеметами. После окончания войны эти модели были отданы милицейскому составу, а после 1954 года М-72 можно было приобрести и обычным гражданам. Был также выпущен облегченный вариант – М-72к — предназначенный, для участия в спортивных кроссах. Справедливости ради стоит отметить, что все модели этого легендарного мотоцикла были произведены на базе немецко довоенной техники, а именно BMW R-71.

Jawa

Этот вариант мотоцикла нельзя считать советским в классическом понимании. Производство данных аппаратов осуществлялось в Словакии, однако именно СССР осуществлял основную закупку. Самой популярной стала модель Jawa 350 638. Особенно она вошла в моду у советских рокеров на рубеже 80-х и 90-х годов. Базовые характеристики данной модели следующие:

  • двухтактовый двигатель с двухцилиндровой конструкцией;
  • предельная скорость: 120 км/ч;
  • мощность: 26 л.с.

Интересно, что Яву считали одной из самых опасных моделей мотоциклов, поскольку с ней связано огромное число несчастных случаев. Тем не менее, никакие скептические настроения, не уменьшили потребительский спрос, и одна из крайних моделей Явы была выпущена в 2007 году.

Несколько слов о истории советского мотопрома

Какова цена?
Секундочку…