Новые и перспективные решения для АЗЛК

Новые и перспективные решения для АЗЛК

Новые и перспективные решения для АЗЛК

Постановлением Совмина, которое предусматривает организацию моторного производства на АЗЛК, определена унификация двигателей для машин «Москвич» и ИЖ. И тогда на ум приходит, казалось, само собой разумеющееся решение. Почему бы (пока еще ничего капитально не изменено и не построено) не освоить параллельно с АЗЛК двигатель «Москвич- 21414», который сегодня уже не кот в мешке.

Пусть АЗЛК и СВЯЗИ выпускают одинаковые по базовой конструкции моторы, которыми можно будет полностью удовлетворить спрос не только со стороны АЗЛК, «Ижмаша», но и, наверное, таких заводов, как РАФ, предприятий, изготовляющих автопогрузчики, стационарные силовые агрегаты. С точки же зрения потребителя такой шаг будет иметь одну, несомненную ценность — унифицируются двигатели и их детали, не расширится номенклатура запчастей. Достаточно того, что «Москвичи» модели «2141» уже сейчас комплектуются двумя различными двигателями,

Так нужно ли в сложившейся ситуации, фигурально выражаясь, «жертвовать ферзя, чтобы выиграть пешку?» Скорее наоборот. Теперь считают, что конкурсный двигатель ВАЗ наилучшим образом вписывается в моторный отсек ИЖ-2126. Возможно. Но точно так же может быть там установлена модификация двигателя «Москвич- 21414» с измененными поддоном картера, масляным насосом и другими деталями и узлами в соответствии с принятым расположением силового агрегата в Ижевск машине.

Такую разновидность АЗЛК, кстати, предусмотрели. Похоже, не технические проблемы определяют нынче, какой двигатель. Межведомственная дилемма выходит здесь на первый план — раз сторона принимает такое решение, значит, оно правильное, хотя бы потому, что устраивает министерство. И мотивирует, если надо, причем убедительно. Другие же точки зрения неприемлемы, даже если они отражают интересы будущих владельцев «Москвичей» и «Иж».

Может быть то, о чем идет речь, следствие недальновидности, неумение или нежелание подняться над проблемой, увидеть ее, так сказать, с общегосударственных высот? Но тогда должен сработать механизм таких организаций, как Госкомитет по науке и технике, Госплан, или какой-то другой «высший Судья» нашей экономической жизни. Потребителю же ясно, что даже при равных достоинствах нельзя оба двигателя осваивать производством.

Столько говорим на разных уровнях о выгодах унификации, но вот на деле.., мы считаем, что один двигатель в наших реальных экономических обстоятельствах лучше, чем два, и видим определенные преимущества на стороне двигателя АЗЛК. Я вышагивал вдоль сверкающих старинных автомобилей, английских и французских, немецких и итальянских, но преимущественно американских. Здесь, на улице Стрип в Лас-Вегасе демонстрируются двести шедевров автомобильной техники.

Посетители, а их немало, проникаются уважением к таланту Рэнсама Олдса, Генри Форда, Чарлза Кеттеринга, Фреда Дюзенберга и других видных конструкторов, чьи машины выставлены в залах. И я подумал: а если бы патриотическое воспитание своих сограждан вот с таким же размахом вели ДОСААФ, общество «Знание», Моссовета, Министерство культуры, меня не мучила бы на пятом этаже небоскреба «Импириел пэлейс» зависть, не душила бы досада по утерянным реликвиям.

Почему у нас нет таких автомобильных музеев, почему у нас такое отношение к своему прошлому? У нас чудом уцелели два «Руссо-Балта», а сколько утрачено памятников техники — и «Лесснер», и ЯГ-4, и АМО-3, и ГАЗ-42 … Мы не знаем даты смерти выдающегося русского автомобильного конструктора Бориса Григорьевича Луцкого, мы не смогли найти в столице достаточного помещения для всесоюзного автомобильного музея, будущие экспонаты которого гибнут с каждым годом.

А пока возможные экспонаты еще не существующего всесоюзного автомобильного музея, доживают свой век под открытым небом. Мне могут возразить: в стране действуют шесть автомобильных музеев, небольших, но по нашим средствам и возможностям — зачем в таком случае огород городить. Да, есть автомобильный отдел в Политехническом музее в Москве.

С приходом нового начальника он изменился, из собрания случайных старинных машин действительно стал пусть небольшим (почти три десятка автомобилей и четыре десятка мотоциклов) музеем в музее. Но ему дальше расти некуда — немалую часть здания занимают различные службы и конторы общества «Знание». Открывшийся недавно в Риге автомобильный музей комплекса скорее носит республиканский характер и не в состоянии со всей полнотой отразить историю в России и СССР. Еще три музея — заводские.

Они действуют при АЗЛК, ГАЗе и ЗИЛе, причем у флагмана отечественного автомобилестроения все выпускавшиеся им модели представлены масштабными муляжами. Что делать — не хватает экспозиционной площади. Наконец, действует еще один ведомственный автомобильный музей — музей такси из десятка машин, расположенный в столичном парке № 19. На четвертом этаже производственного корпуса сумрачно; сфотографировать автомобили непросто.

Да и посетить его тоже — допускаются только делегации. Это очень грустный результат для страны, которая занимает шестое место в мире по производству автомобилей, претендующей стать в будущем законодателем мировой автомобильной моды. Пренебрежение историей — одно из следствий нашей низкой технической культуры вообще. Отсюда внешнее сходство «Москвича-2141» с Симка-1510, копирование зарубежных образцов, проявившееся в грузовике МАЗ-200, автобусе ЗиС-154, малолитражке ЗАЗ-девятьсот шестьдесят пятого.

Новые и перспективные решения для АЗЛК

Какова цена?
Секундочку…